Российский авторынок продолжает расти на фоне дефицита и подорожания машин

В мае прирост российского авторынка составил 133,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 6,7% больше допандемийного мая 2019 года. Россияне скупают автомобили из-за опасения дефицита и постоянного роста стоимости машин, считают эксперты.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в мае 2021 года выросли на 133,8% и составили 147 378 штук по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 6,7% по сравнению с маем 2019 года (плюс 10 000 автомобилей), говорится в сообщении Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За период с начала 2021 года рост составил 38,7% по сравнению с прошлым годом с учетом локдауна, введенного в 2020 году в связи с пандемией COVID-19.

Продажи в мае оказались «весьма на высоком уровне», считает Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. По его словам, в июне сохранится та же ситуация, однако после июля можно будет говорить о более реалистичных показателях в годовом исчислении.

«В летние месяцы будут ощущаться последствия сокращения предложения на фоне нехватки электронных компонентов во всем мире. Поэтому мы ожидаем снижения объема продаж большинства производителей в сравнении с текущим высоким потребительским спросом», — предупредил Томас Штэрцель. Рассчитывать на положительное завершение года можно при государственной поддержке потребителей и производителей, считает он.

В следующем месяце Комитет автопроизводителей АЕБ обновит свой годовой прогноз. В начале года АЕБ прогнозировал, что в 2021 году рост российского авторынка составит 2,1%, то есть более 1,6 млн машин.

Май, традиционно слабый в плане продаж месяц, в этом году стал исключением, отмечает аналитик «ВТБ капитал» Владимир Беспалов. По его словам, дело в высоком потребительском спросе на автомобили на фоне дефицита некоторых марок. «Рынок чувствует себя неплохо по части спроса, но можно сказать определенно — проблема с предложением сохраняется», — продолжает эксперт. Сроки поставок некоторых импортных моделей с двух-трех месяцев увеличились до семи-восьми месяцев, отмечает Беспалов.

Дефицит микрочипов

В начала года из-за дефицита микрочипов мировые автопроизводители были вынуждены останавливать заводы, а Россия уже столкнулась с перебоями в поставках машин. В Чехии в марте не работали конвейеры Toyota. До середины мая была сокращена сборка автомобилей General Motors на заводах в США и Канаде. В апреле на неделю остановила головное предприятие корейская Hyundai. В апреле же к списку производителей с простаивающими заводами присоединились Jaguar Land Rover, Volvo и Mitsubishi. С конца апреля о сокращении объемов выпуска модели Mini объявил концерн BMW, на предприятии в Германии уменьшат количество рабочих смен.

Не стал исключением и лидер российского автопрома «Автоваз». Из-за нехватки комплектующих автогигант был вынужден на два дня остановить выпуск ряда моделей автомобилей, в том числе бестселлера Granta. Конвейер линий B0 (Lada Xray, Lada Largus и другие) и Kalina/Granta встал 2 и 3 июня.

Дефицит моделей

Дефицит автомобилей подтверждают дилеры. «Практически в каждом бренде есть дефицит определенных комплектаций и опций. Как правило, в дефиците самые «пустые» комплектации, так как из-за цены их быстро раскупили, и самые топовые, так как там проблемы с укомплектовкой электроникой», — говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор «АвтоСпецЦентр». Не хватает моделей Haval-Н9, Jolion, KIA Karnival, KiA Mohove, KIA Seltos и некоторых модели Chery, говорит Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. «Дефицит есть на конкретные модели. Из-за того, что их в наличии мало или нет совсем, они продаются дороже рекомендованной розничной цены, а покупатели торопятся приобрести автомобиль до очередного подорожания», — отмечает он.

Сроки ожидания поставок некоторых моделей увеличились, в среднем задержка может составлять около семи-восьми недель, нехватка комплектующих негативно влияет на сборку ряда опций, подтверждает Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы «АВИЛОН». Дефицит новых автомобилей в целом может продлиться еще как минимум два-три квартала, прогнозирует Мигаль.

Машины дорожают

Увеличивается и цена на автомобили. В мае по сравнению с апрелем цены прибавили в среднем более 2%. Лавинообразный рост цен в мае зафиксировали эксперты «Цена Авто» (проект аналитического агентства «АВТОСТАТ»). Повышение цен в «чистом виде» отмечено у 27 брендов. В массовом сегменте, например, подорожала Lada на 1,3-3,1% (9000-30 000 рублей), KIA на 0,8-4,3% (10 000-100 000 рублей), Hyundai на 0,8-3% (15 000-100 000 рублей). В премиальном сегменте изменилась цена у Audi на 0,9-5,6% (30 000-515 000 рублей), Infiniti на 3,1-3,3% (200 000 рублей), Jaguar на 1,9%-4,7% (150 000-300 000 рублей).

На фоне продолжающегося дефицита на авторынке цены на новые машины продолжат расти, при этом данная динамика будет зависеть прежде всего от курса доллара к рублю, считает директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. По данным агентства, в первом квартале 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 12%. «Но при определенных условиях к концу года ее рост может быть еще сильнее. К примеру, если доллар будет стоить 80 рублей и больше, то рост средневзвешенной цены может дойти до 15%», — прогнозирует Целиков. Рост цен, вероятно, продолжится до конца года, так как резкий скачок курсов валют еще не отыгран, дефицит автомобилей сохраняется по всем брендам и спрос превышает предложение, говорит Андрей Терлюкевич.


Источник: forbes.ru
07.06.2021 42

<< Возврат к списку