«Скажите спасибо, что не дали срок»: почему бизнес все чаще попадает под административные статьи

Бизнес в России не защищен ни от уголовного, ни от административного преследования, считает старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин. Но если уголовные дела часто привлекают повышенное внимание общества, то штрафы, наложенные на юрлиц, обычно не вызывают никакого резонанса. Эксперт объясняет, почему в России все чаще привлекают бизнес именно к административной ответственности.

В последние годы мы все чаще читаем об уголовном давлении на бизнес. Эта тема обсуждается на уровне президента, предпринимательского сообщества, появляется в СМИ. Но пока внимание приковано к этому вопросу, административные методы становятся гораздо более эффективными в деле наказаний. И это не меньшая, а может быть, даже большая угроза для бизнеса, потому что более массовая.

По данным Росстата, сумма штрафов, которые наложили на бизнес контрольно-надзорные органы, выросла почти в три раза с 2017 по 2019 год. При этом дел об административных правонарушениях, возбужденных и рассмотренных в отношении бизнеса, остается примерно столько же. В докладе уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова за 2020 год тоже отмечается, что, хотя число проверок снижается, дел, возбужденных по КоАП РФ, остается столько же. То есть, как показывает статистика, снижение числа проверок и реформирование контрольно-надзорной деятельности не привели к снижению административного налога на бизнес.

Почему акценты смещаются именно в пользу административных методов? Вот несколько причин.

1. Ужесточение уголовного законодательства в отношении предпринимателей провоцируют масштабные обсуждения и обвинения в давлении на бизнес. В то время как повышение административных штрафов и новые статьи абсолютно не вызывают резонанса.

2. Уголовная ответственность в сфере предпринимательства имеет негативный, возможно, репрессивный шлейф, в то время как штраф у нас считается гуманным наказанием. Выписали штраф? Скажите спасибо, что не дали срок.

3. Ответственность за незаконное заведение уголовного дела у нас есть, а ответственность за незаконное административное давление отсутствует.

4. В уголовном праве есть целый кодекс (УПК), который устанавливает, как расследуются и рассматриваются уголовные дела. Расследование административных дел поместилось в десять статей, а их рассмотрение и обжалование занимает еще около 15. Это говорит о низкой детализации процесса, что, естественно, негативно отражается на возможностях защиты.

5. В уголовном праве есть достаточно законсервированный перечень действий, за которые предусмотрена ответственность. В отношении административных нарушений можно сказать, что их количество ограничено лишь фантазией законодателя.

В результате получаем огромное количество штрафов и проверяющих, которые почти не ограничены в том, чтобы регулярно проводить проверки и назначать эти штрафы.

Как растут штрафы

По основным, классическим, категориям нарушений штрафы существенно выросли в 2010-х годах:

* Нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ) с 2012 года обходится бизнесу штрафом от 100 000 рублей до 500 000 рублей (ранее — от 40 000). Столько стоит каждое неосторожное объявление (даже в интернете).

* Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) с 2011 года обходится в 150 000–200 000 рублей (ранее — 10 000–20 000). Достаточно одного самого незначительного нарушения любого из многочисленных пожарных правил.

* Нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ) с 2015 года стоит бизнесу 30 000–200 000 рублей (ранее — 30 000–50 000). Также количество таких нарушений выросло с одного до пяти — за каждое из них бизнес штрафуют отдельно.

* С запозданием повысили штрафы за нарушение закона о персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ). С 27 марта 2021 года штраф составит от 60 000 рублей до 500 000 рублей (ранее — 30 000–50 000).

Такая же ситуация с повышением штрафов за нарушение правил обращения с отходами, непредоставление статистических данных и нарушение правил охраны труда.

Сегодня, когда появляется статья в сфере предпринимательской деятельности, штраф уже сразу большой: например, за нарушения в сфере использования контрольно-кассовой техники (от 30 000 рублей), нарушения санитарных правил в период пандемии (от 200 000 рублей до 1 млн рублей), нарушения правил в режиме повышенной готовности (100 000–1 млн рублей).

Баланс отсутствует

Конечно, можно сказать, что «не надо нарушать — и не будет штрафов». Но большим штрафам должны противопоставляться возможности для защиты:

* понятные, исполнимые, актуальные правила и требования, которые необходимо выполнять;
* четкие и обязательные для соблюдения требования к проведению проверок в отношении бизнеса;
* состязательность процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях.

На сегодняшний день об этом говорить не приходится. Год от года заявляется о снижении административной нагрузки на бизнес, но, по ощущениям, она только растет.

* В период пандемии был наложен мораторий на проверки. Но при этом активизировались органы прокуратуры, которые имеют широкие права при проведении проверок. Стали частыми прокурорские проверки с приглашением в качестве специалистов тех самых инспекторов контрольно-надзорных органов, которые стеснены в самостоятельном проведении проверок во время моратория. Случается, что вместе с сотрудниками прокуратуры приходят представители сразу нескольких служб.

* Баланс штрафов отсутствует. Фактически малый и средний бизнес несут ту же ответственность, что и крупный: за редким исключением штрафы одинаковы для всех. Но для одних компаний 250 000 рублей штрафа — просто неприятность, а для других — целая катастрофа. Кстати, невыплата штрафа в срок грозит бизнесу новым штрафом в двойном размере.

* У малого и среднего бизнеса есть возможность заменить штраф предупреждением при определенных условиях, например, если нарушение совершено впервые и оно не нанесло вред жизни и здоровью людей. Но и эта статья применяется произвольно. На практике проверяющие органы и суды часто отказывают в замене штрафа предупреждением, даже когда есть основания для замены наказания.

* Одно из оснований для проведения проверки — жалоба лица о нарушении. Проверяющие не обязаны устанавливать, какой интерес жаловаться у этого лица. Отсюда простор для жалоб конкурентов, оппонентов, а также обращений под вымышленными именами, чтобы жалобу не признали анонимной. То есть при необходимости все проверяющие могут прийти одновременно, а нарушения найдутся.

* На практике проверяющий не стеснен рамками поступившего заявления. Получив заявление с жалобой, проверяющий выезжает в компанию или запрашивает документы. И даже если нарушения, указанные в жалобе, отсутствуют, то обязательно найдутся другие.

* Можно попасть и в замкнутый круг. Например, по результатам проверки выявлены нарушения, наложен штраф и выдано предписание для их устранения в конкретный срок. После наступления этого срока надзорный орган имеет право проверить исполнение предписания. Но в процессе проверки предписания могут быть выявлены новые нарушения — и тогда все по новой.

Проблему можно решить

Как государство могло бы снизить уровень административного давления на бизнес? Вот несколько вариантов.

* Уделять больше внимания обоснованности повышения штрафов.
* Установить дополнительные гарантии для бизнеса, которые позволят разграничить обоснованные проверки и административное давление.
* Установить штрафы для малого и среднего бизнеса, соразмерные финансовому результату компании.
* Контролировать, чтобы дела об административных правонарушениях вели судьи, которые специализируются на этом, на основании подробно прописанного кодекса.
* Контролировать соблюдение принципа, который не позволяет налагать штрафы за нарушения, выявленные с нарушением процедуры.


Источник: forbes.ru

22.03.2021 61

<< Возврат к списку